Информационная часть программы: образовательная.
Форма реализации программы: фронтальная, подгрупповая.
Возрастная направленность: для детей от 3 до 7 лет
Продолжительность программы: три года
Пояснительная записка.
Актуальность.
Дошкольный возраст – важный период становления личности. При нормальном развитии овладение звуковым строем речи у дошкольников заканчивается к 5 годам. В настоящее время по данным Института коррекционной педагогики Российской академии образования, треть детей имеют речевые патологии. Такие дети нуждаются в специализированной помощи. Одну из эффективных коллективных форм работы с детьми представляет собой логопедическая ритмика.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, такие как, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм. Представление игры ведется на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность занятия от 20 до 25 минут. Тема берётся на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Кружок проводится 2 раза в неделю. Количество часов, на которые рассчитана программа (в том числе количество часов для проведения занятий и мониторинга) составляет 72 часа в год.
По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Цель работы кружка:
*преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребёнка через музыку и движение; адаптация ребёнка к условиям внешней среды;
Задачи работы кружка:
*развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
*воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка;
*развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
*выработка чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью;
*развитие слухового внимания и памяти;
*укрепление костно-мышечного аппарата;
*развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движения;
*развитие коммуникативных способностей общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.
Взаимодействие с родителями:
- индивидуальные консультации;
- тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
- анкетирование;
- информирование о результативности работы;
- открытые занятия.
Предполагаемый результат:
- сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
- способность правильно выполнять артикуляции звуков;
- сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
- способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз;
- способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
- улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
- способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Использование наглядного материала:
- ТСО (технические средства обучения);
- дидактический материал;
- игровые атрибуты;
- музыкальные инструменты;
- аудиоматериалы и видеоматериалы;
Структура логоритмического занятия:
1.Вводная часть длится 3-5 минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
2.Основная часть занимает 15 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3.Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.
Календарно-тематический план занятий кружка
Месяц |
№ занятия |
Название занятия |
Литература |
Сентябрь |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
Цыпленок Цып и его семья Веселое семейство История о том как Цып искал домик Маленькая избушка Белая козочка Пир на полянке День рождение у кошки Кошкины гости |
См. №1 стр. 7 Аудио: №6 трек 7 См. №1стр. 8 Аудио №6 тр7, тр 19 См. №2 стр. 12 Аудио №7 трек1 См. № 2 стр. 14 Аудио №6 трек 3 См. №3 стр. 17 Аудио №6 трек 5 См.№ 3 стр. 21 Аудио№7 трек 14 См.№4 стр. 22 Аудио№ 7 трек 14, 18 См. № 4 стр 24 Аудио №7 трек2 |
Октябрь |
9 10 11 12 13 14 15 16 |
Лесные звезды Сказочный лес Зайка- огородник Осень урожайная Любимое кушанье Пирожки –оладушки для любимой бабушки Дорога на мельницу Лесными дорожками |
См. №5 стр. 27 Аудио: №6 трек 7 См. №5стр. 28 Аудио №6 тр7, тр 19 См. №6 стр. 30 Аудио №7 трек2 См. № 6 стр. 31 Аудио №7 трек 4 См. №7 стр. 34 Аудио №7 трек 5 См.№ 7 стр. 35 Аудио№7 трек 14, 20 См.№8 4стр. 37 Аудио№ 7 трек 14 См. № 8 стр 38 Аудио №7 трек2 |
Ноябрь |
17 18 19 20 21 22 23 24 |
Верные друзья Самые веселые зверята Сказка про зайцев Лопоухие проказники Круглый год Зима на пороге Времена года Как звери счастье искали |
См. №9 стр. 40 Аудио: №6 трек 11 См. №9стр. 41 Аудио №6 трек11 См. №10 стр. 44 Аудио №7 трек 17 См. № 10 стр. 45 Аудио №7 трек 14 См. №11 стр. 47 Аудио №7 трек 15 См.№ 11 стр. 48 Аудио№7 трек 14 См.№12 стр. 59Аудио№ 7 трек 14 См. № 12 стр61 Аудио №6 трек 3 |
Декабрь |
25 26 27 28 29 30 31 32 |
Про Мурочку-Мурысоньку Маленькая кошечка Мурка в город собирается За обновками Как Мурочка Деда Мороза будила Сладкий сон Дед Мороз Празничное чудо |
См. №13 стр.63 Аудио: №6 трек 3 См. №13стр. 65 Аудио №6 трек 7 См. №14 стр. 69 Аудио №7 трек 12 См. № 14 стр. 70 Аудио №7 трек 14 См. №15 стр. 72Аудио №6 трек 5 См.№ 15 стр. 74 Аудио№6 трек 14 См.№16 4стр. 77 Аудио№ 6 трек 14 См. № 16 стр 78 Аудио №6 трек2 |
Январь |
33 34 35 36 37 38 39 40 |
Снегурочка на елке Веселые затейники Волчья песня Одинокие волчата Петушок Домик для курочек Лисичка со скалочкой Рыжая проказница
|
См. №17 стр. 81 Аудио: №6 трек 7 См. №17стр. 83 Аудио №6 тр7, тр 19 См. №18 стр. 85 Аудио №7 трек2 См. № 18 стр. 88 Аудио №7 трек 7 См. №19 стр. 91 Аудио №7 трек 5 См.№ 19 стр. 93 Аудио№7 трек 12 См.№20 4стр. 95 Аудио№ 7 трек 14 См. № 20 стр 98 Аудио №7 трек2 |
Февраль |
41 42 43 44 45 46 47 48 |
Петух да собака Веселая сказка Осел, петух и еще кто-то Бременские музыканты Вместе веселее На цветочной полянке А что у вас? Интересные рассказы |
См. №21 стр. 101 Аудио: №6 трек 7 См. №21стр. 103 Аудио №6 тр7, тр 19 См. №22 стр. 105 Аудио №7 трек2 См. № 22 стр. 107 Аудио №7 трек 4 См. №23 стр. 108 Аудио №7 трек 5 См.№ 23 стр. 110 Аудио№7 трек 4 См.№24 4стр. 110 Аудио№ 7 трек 7 См. № 24 стр 114 Аудио №7 трек2 |
Март |
49 50 51 52 53 54 55 56 |
Вот так мастера Город ремесленников Как стать большим Большой секрет для хорошего товарища Даша и Маша Девочки -сестрички Горшочек каши Сказочное чудо |
См. №25 стр. 117 Аудио: №6 трек 7 См. №25стр. 119 Аудио №6 трек 7, См. №26 стр. 120 Аудио №7 трек 2 См. №26 стр. 121 Аудио №7 трек 4 См. №27 стр.125 Аудио №7 трек 5 См.№ 27 стр. 127 Аудио№7 трек 9 См.№28 4стр. 129 Аудио№ 7 трек 14 См. № 28 стр 131 Аудио №7 трек2 |
Апрель |
57 58 59 60 61 62 63 64 |
Знакомтесь-мышонок Пик Как мышонок стал трудолюбивым Мышка и мишка Сказка про бурого мишку и мышку малышку Чьи это ушки? Кто прятался в лусу? Сказка о том.как зайка домик искал Необычайное происшествие |
См. №29 стр. 133 Аудио: №6 трек 7 См. №29стр. 134 Аудио №6 трек 9 См. №30 стр. 135 Аудио №7 трек2 См. № 30 стр. 136 Аудио №6 трек 6 См. №31 стр. 137Аудио №7 трек 5 См.№ 31 стр. 137 Аудио№7 трек 4, 8 См.№32 4стр. 139 Аудио№ 7 трек 14 См. № 32 стр 141 Аудио №7 трек2 |
Май |
65 66 67 68 69 70 71 72 |
Красный фонарик Веселый огонек Колесо Что бывает? Бычок –смоляной бочек Маленькая сказка Коза обманщица Конец – и делу венец! |
См. №33 стр. 142 Аудио: №6 трек 7 См. №33стр. 144 Аудио №6 тр7, тр 19 См. №34 стр. 145 Аудио №7 трек2 См. №34 стр. 147 Аудио №6 трек 4, 5 См. №35 стр. 148 Аудио №6 трек 5 См.№ 35 стр. 149 Аудио№7 трек 7 См.№36 4стр. 154 Аудио№ 7 трек 8 См. № 36 стр 156 Аудио №7 трек2 |