Личный сайт учителя-логопеда Блиновой Л.В.

Информационная часть программы: образовательная.

Форма реализации программы:  фронтальная, подгрупповая.

Возрастная направленность: для детей от 3 до 7 лет

Продолжительность программы: три года

 

Пояснительная записка.


          Актуальность.

Дошкольный возраст – важный период становления личности. При нормальном развитии овладение звуковым строем речи у дошкольников заканчивается к 5 годам. В настоящее время по данным Института коррекционной педагогики Российской академии образования, треть детей имеют речевые патологии. Такие дети нуждаются в специализированной помощи. Одну из эффективных коллективных форм работы с детьми  представляет собой логопедическая ритмика.

           Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, такие как, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения,  аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.  
         Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые,  речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм. Представление игры ведется на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Занятия проводятся во вторую половину  дня. Продолжительность занятия от 20 до 25 минут. Тема берётся на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Кружок проводится 2 раза в неделю. Количество часов, на которые рассчитана программа (в том числе количество часов для проведения занятий и мониторинга) составляет 72 часа в год.

По желанию педагога  возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Цель работы кружка:

*преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и  речевых психических функций ребёнка через музыку и движение; адаптация ребёнка к условиям внешней среды;

Задачи работы кружка:

*развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

*воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка;

*развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

*выработка чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью;

*развитие слухового внимания и памяти;

*укрепление костно-мышечного аппарата;

*развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движения;

*развитие коммуникативных способностей общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.

Взаимодействие с родителями:

  • индивидуальные консультации;
  • тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
  • анкетирование;
  • информирование о результативности работы;
  • открытые занятия.

 

Предполагаемый результат:

  • сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
  • способность правильно выполнять артикуляции звуков;
  • сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
  • способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз;
  • способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
  • улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
  • способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
  • воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей. 

Использование наглядного материала:

 

  • ТСО (технические средства обучения);
  • дидактический материал;
  • игровые атрибуты;
  • музыкальные инструменты;
  • аудиоматериалы и видеоматериалы;

 

 Структура  логоритмического занятия:

1.Вводная часть длится 3-5 минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

2.Основная часть занимает 15 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических  движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа,  упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

3.Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.

  Календарно-тематический план занятий кружка

 

Месяц

№ занятия

Название занятия

Литература

Сентябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Цыпленок Цып и его семья

Веселое семейство

История о том как Цып искал домик

Маленькая избушка

Белая козочка

Пир на полянке

День рождение у кошки

Кошкины гости

См. №1 стр. 7 Аудио: №6 трек   7

См. №1стр. 8 Аудио №6 тр7, тр 19

См. №2 стр. 12 Аудио №7 трек1

См. № 2 стр. 14 Аудио №6 трек 3

См. №3 стр. 17 Аудио №6 трек 5

См.№ 3 стр. 21 Аудио№7 трек 14

См.№4 стр. 22 Аудио№ 7 трек 14, 18

См. № 4 стр 24 Аудио №7 трек2

Октябрь

9

10

11

12

13

14

15

16

Лесные звезды

Сказочный лес

Зайка- огородник

Осень урожайная

Любимое кушанье

Пирожки –оладушки для любимой бабушки

Дорога на мельницу

Лесными дорожками

См. №5 стр. 27 Аудио: №6 трек   7

См. №5стр. 28 Аудио №6 тр7, тр 19

См. №6 стр. 30 Аудио №7 трек2

См. № 6 стр. 31 Аудио №7 трек 4

См. №7 стр. 34 Аудио №7 трек 5

См.№ 7 стр. 35 Аудио№7 трек 14, 20

См.№8 4стр. 37 Аудио№ 7 трек 14

См. № 8 стр 38 Аудио №7 трек2

Ноябрь

17

18

19

20

21

22

23

24

Верные друзья

Самые веселые зверята

Сказка про зайцев

Лопоухие проказники

Круглый год

Зима на пороге

Времена года

Как звери счастье искали

См. №9 стр. 40 Аудио: №6 трек   11

См. №9стр. 41 Аудио №6 трек11

См. №10 стр. 44 Аудио №7 трек 17

См. № 10 стр. 45 Аудио №7 трек 14

См. №11 стр. 47 Аудио №7 трек 15

См.№ 11 стр. 48 Аудио№7 трек 14

См.№12 стр. 59Аудио№ 7 трек 14

См. № 12 стр61 Аудио №6  трек 3

Декабрь

25

26

27

28

29

30

31

32

Про Мурочку-Мурысоньку

Маленькая кошечка

Мурка в город собирается

За обновками

Как Мурочка Деда Мороза будила

Сладкий сон

Дед Мороз

Празничное чудо

См. №13 стр.63 Аудио: №6 трек   3

См. №13стр. 65 Аудио №6 трек 7

См. №14 стр. 69 Аудио №7 трек 12

См. № 14 стр. 70 Аудио №7 трек 14

См. №15 стр. 72Аудио №6 трек 5

См.№ 15 стр. 74 Аудио№6 трек 14

См.№16 4стр. 77 Аудио№ 6 трек 14

См. № 16 стр 78 Аудио №6 трек2

Январь

33

34

35

36

37

38

39

40

Снегурочка на елке

Веселые затейники

Волчья песня

Одинокие волчата

Петушок

Домик для курочек

Лисичка со скалочкой

Рыжая проказница

 

 

См. №17 стр. 81 Аудио: №6  трек   7

См. №17стр. 83 Аудио №6 тр7, тр 19

См. №18 стр. 85 Аудио №7 трек2

См. № 18 стр. 88 Аудио №7 трек 7

См. №19 стр. 91 Аудио №7 трек 5

См.№ 19 стр. 93 Аудио№7 трек 12

См.№20 4стр. 95 Аудио№ 7 трек 14

См. № 20 стр 98 Аудио №7 трек2

Февраль

41

42

43

44

45

46

47

48

Петух да собака

Веселая сказка

Осел, петух и еще кто-то

Бременские музыканты

Вместе веселее

На цветочной полянке

А что у вас?

Интересные рассказы

См. №21 стр. 101 Аудио: №6 трек   7

См. №21стр. 103 Аудио №6 тр7, тр 19

См. №22 стр. 105 Аудио №7 трек2

См. № 22 стр. 107 Аудио №7 трек 4

См. №23 стр. 108 Аудио №7 трек 5

См.№ 23 стр. 110 Аудио№7 трек 4

См.№24 4стр. 110 Аудио№ 7 трек 7

См. № 24 стр 114 Аудио №7 трек2

Март

49

50

51

52

53

54

55

56

Вот так мастера

Город ремесленников

Как стать большим

Большой секрет для хорошего товарища

Даша и Маша

Девочки -сестрички

Горшочек каши

Сказочное чудо

См. №25 стр. 117 Аудио: №6 трек   7

См. №25стр. 119 Аудио №6 трек 7,

См. №26 стр. 120 Аудио №7 трек 2

См. №26 стр. 121 Аудио №7 трек 4

См. №27 стр.125 Аудио №7 трек 5

См.№ 27 стр. 127 Аудио№7 трек 9

См.№28 4стр. 129 Аудио№ 7 трек 14

См. № 28 стр 131 Аудио №7 трек2

Апрель

57

58

59

60

61

62

63

64

Знакомтесь-мышонок Пик

Как мышонок стал трудолюбивым

Мышка и мишка

Сказка про бурого мишку и мышку малышку

Чьи это ушки?

Кто прятался в лусу?

Сказка о том.как зайка домик искал

Необычайное происшествие

См. №29 стр. 133 Аудио: №6 трек   7

См. №29стр. 134 Аудио №6 трек 9

См. №30 стр. 135 Аудио №7 трек2

См. № 30 стр. 136 Аудио №6 трек 6

См. №31 стр. 137Аудио №7 трек 5

См.№ 31 стр. 137 Аудио№7 трек 4, 8

См.№32 4стр. 139 Аудио№ 7 трек 14

См. № 32 стр 141 Аудио №7 трек2

Май

65

66

67

68

69

70

71

72

Красный фонарик

Веселый огонек

Колесо

Что бывает?

Бычок –смоляной бочек

Маленькая сказка

Коза обманщица

Конец – и делу венец!

См. №33 стр. 142 Аудио: №6 трек   7

См. №33стр. 144 Аудио №6 тр7, тр 19

См. №34 стр. 145 Аудио №7 трек2

См. №34 стр. 147 Аудио №6 трек 4, 5

См. №35 стр. 148 Аудио №6 трек 5

См.№ 35 стр. 149 Аудио№7 трек 7

См.№36 4стр. 154 Аудио№ 7 трек 8

См. № 36 стр 156 Аудио №7 трек2