Программа коррекционных занятий «Развитие речи средствами сенсорной интеграции» разработана в соответствии с учебным планом для логопедической группы.
Пояснительная записка
Сенсорная интеграция – основа речи, движений, произвольного внимания и поведения, мотивации и еще многих умений и навыков. Она формируется в определенной последовательности, при этом каждый уровень сенсорной интеграции базируется на предыдущем.
Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Для полноценного сенсорного развития необходимо целенаправленное сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Уровень развития ощущений и восприятия определяет успешность познавательной деятельности ребенка. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире, что дает дополнительные возможности развития речи ребенка с ТНР. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В основе сенсорного воспитания лежит достаточный уровень развития высшего психического процесса восприятия, в связи с чем особую роль в развитии восприятия играют органы чувств. Системы этих органов в случае нормального внутриутробного и постнатального развития являются основополагающими в процессе приспособления ребенка к окружающему миру. В условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительной задержке общего развития. 4 Дети с тяжелыми нарушениями речи — это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. Исследования показывают, что у большинства из них имеются сенсомоторного развития. Все сенсорные функции формируются медленно, отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность. У большинства детей данной категории патологически развивается схема положений и движений тела. Это препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности, что ведет к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций, к которым относится речь. Указанные нарушения предполагают организацию коррекционной работы, которая осуществляется на специальных (коррекционных) занятиях. Целью коррекционных занятий по сенсорному развитию детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является ТНР соединение чувственного восприятия объектов, их свойств, признаков, отношений между ними со словесным обозначением при обязательном умении применять эти знания в конкретном практическом действии.
В соответствии с целью содержание программы направлено на решение следующих задач:
• развитие и коррекция нарушений всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, оптико-простанственного и т. д.);
• формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно-суставного чувства;
• формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук;
• развитие зрительно-двигательной координации;
• формирование полноценных представлений об окружающем мире;
• развитие сенсорной культуры ребенка;
• развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений;
• развитие и коррекция нарушений речи, перенос полученных знаний на словесный уровень, обогащение словаря ребенка, в том числе расширение колоративной лексики.
Содержание программы коррекционных занятий разработано с учетом следующих принципов: Антрополого-гуманистический принцип предполагает организацию учебно- воспитательного процесса в соответствии с законами развития детского организма и становления личности. Коррекционная работа предполагает изучение психофизических особенностей ребенка с ТНР и полное его принятие с учетом потребностей и возможностей. Принцип научности предполагает научный характер знаний, которые преподносятся детям, даже если эти знания адаптируются с учетом познавательных возможностей детей и носят элементарный характер. Принцип доступности предполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, а также учет уровня актуального развития и потенциальных возможностей каждого из них. Все обучение ребенка должно строиться с опорой на «зону ближайшего развития» и предполагает выбор образовательного содержания посильной трудности, при этом в равной мере нежелательно облегчать или чрезмерно повышать трудность учебной информации. Принцип наглядности предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств. В некоторых случаях недостаточность какой-либо сенсорной системы компенсируется за счет активизации другой. Принцип активности и сознательности в обучении. Обучение и воспитание представляют собой двусторонние процессы. С одной стороны — объект обучающего и воспитывающего воздействия — ребенок, которого обучают и воспитывают, а с другой стороны — ребенок сам активно участвует в процессе обучения, и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат. Снижение уровня субъективной активности, слабость познавательных интересов, несформированность мотивации существенно влияют на успешность освоения программы. Необходимо строить коррекционную работу, применяя соответствующие методы и приемы, активизирующие и стимулирующие субъективную активность учащихся. Принцип последовательности и систематичности. Учет этого принципа позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков. Обучение любого ребенка строится от простого к сложному; кроме того, при разработке программного содержания предусматриваются и реализуются внутри предметные и межпредметные связи, что позволяет сформировать в сознании ребенка целостную картину мира. Деятельностный принцип. Определяющая роль деятельности в становлении и развитии личности общеизвестна. Понятие «ведущая деятельность» в психологии и педагогике применяется по отношению к тем видам деятельности, которые на различных возрастных этапах обеспечивают наиболее интенсивное психическое развитие ребенка. В рамках ведущей деятельности происходят качественные изменения в психике, которые называют центральными психическими новообразованиями возраста. Качественная перестройка обеспечивает предпосылки для перехода к новой, более сложной деятельности, знаменующей достижение нового возрастного этапа. 7 Принцип интеграции, который обусловливает органичное объединение содержания программы с другими областями образовательного и коррекционного компонента, а именно развитие речи и работа над всеми компонентами речевой системы: фонетической, лексической и грамматической.
При организации и проведении коррекционных занятий соблюдаются следующие методические условия:
1. Создание специальной среды, облегчающей восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними (адаптация среды с учетом потребностей ребенка).
2. Развитие способов полисенсорного восприятия: а) совершенствование отдельных перцептивных умений (зрительных, слуховых, тактильных и др.); б) обучение комплексному использованию этих умений (синтез информации, поступающей от различных органов чувств). В соответствии с онтогенезом развития сенсорных систем в их совместной деятельности имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей, который включает в себя три основные «цепочки»:
1) тактильная — проприоцептивная — вестибулярная — зрительная,
2) тактильная — слуховая — вибрационная — зрительная,
3) тактильная — вкусовая — обонятельная — зрительная.
Перспективный план работы
Сентябрь
|
4-я неделя — «Детский сад».
|
Октябрь
|
1-я неделя — «Осень». 2-я неделя — «Овощи». 3-я неделя — «Фрукты». 4-я неделя — «Овощи - фрукты».
|
Ноябрь
|
1-я неделя — «Поздняя осень». 2-я неделя — «Перелетные птицы». 3-я неделя — «Перелетные птицы. Части тела». 4-я неделя — «Дом и его части».
|
Декабрь
|
1-я неделя — «Зима». 2-я неделя — «Зимние забавы». 3-я неделя — «Зимующие птицы». 4-я неделя — «Новогодний праздник».
|
Январь
|
2-я, 3-я неделя — диагностическое обследование.(повторное) 4-я неделя — «Домашние птицы».
|
Февраль
|
1-я неделя — «Домашние животные и их детеныши». 2-я неделя — «Дикие животные и их детеныши». 3-я неделя — «Одежда». 4-я неделя — «Обувь».
|
Март
|
1-я неделя — «Весна». 2-я неделя — «Мамин праздник» 3-я неделя — «Семья». 4-я неделя — «Посуда». 5-я неделя — «Мебель»
|
Апрель
|
1-я неделя — «Части тела». 2-я неделя — «Повторение». 3-я неделя — «Профессии». 4-я неделя — «Транспорт».
|
Май |
1-я, 2-я неделя — обследование. 3-я неделя — «Лето», «Цветы на лугу». 4-я неделя – повторение. 6-й раздел. Развитие грамматического строя речи 7-й раздел. Обучение связной речи
|
Список литературы:
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Гл.II Сенсорно-перцептивная организация человека. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. – С. 60 – 156
- Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем \ П.К. Анохин. – М.: Наука, 1973.
- Ванюхина Г.А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат дис. Канд.пед. наук: 13.00.03. Еатеринбург, 2001. – 22 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах Т.4 Детская психология. – М.: Педагогика
- Ефимов И.О. Про речь\ И.О. Ефимов. – СПб.: Диоя, 2009. – 144 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга\ А.Р. Лурия. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – 504 с.
- Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий
- Митрофанова А.Е. Развитие речи детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений\\ Теория и практика образования в современном мире: материалы II Международной научной конференции. СПб.: Реноме, 2012. – С. 149-150