« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» Сухомлинский.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровье сберегающего процесса в детском саду.
Здоровье сберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Цель здоровье сберегающих технологий:
Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровье сберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровье сберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Задачи здоровье сберегающей технологии:
1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.
Актуальные проблемы детского здоровья сегодня являются:
- нарушение функции опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения;
- детские стрессы (нервные расстройства), тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье).
В связи с этим в МАДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов МАДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.
В дошкольном учреждении используются следующие виды здоровьесберегающих технологий:
1. медико-профuлактические;
2. физкультурно-оздоровительные;
3. технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
5. технологии валеологического просвещения родителей.
Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий можно считать их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и, как частный вариант, готовность ребенка легко адаптироваться к школьным нагрузкам.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Все здоровьесберегающее педагогические технологии условно можно разделить на три категории:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения ЗОЖ;
- коррекционные технологии.
Если в прошлом, двадцатом веке основные надежды по сохранению здоровья связывались с деятельностью медицинского персонала и выполнением требований санитарных правил и норм (СанПин), то в разработке новой стратегии здоровья идет смещение акцента с лечебной медицины на педагогические методы сохранения здоровья детей.
Стало очевидно, что сложная проблема обеспечения здоровья подрастающего поколения не может быть решена в системе образования не только медицинскими, не только педагогическими или психологическими средствами.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность учебно-воспитательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Название технологии |
Определение |
Особенности методики проведения |
Возр. категория |
Физкультурная минутка |
Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла |
В зависимости от вида занятия может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и т. п. Проводится во время занятий по мере утомляемости детей. Продолжительность – 2-3 мин. |
Все группы |
Подвижные и спортивные игры |
Это игры с правилами, где используются естественные движения и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений; Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования |
Подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения
В ДОУ используются элементы спортивных игр |
Все группы
Со ст.гр. |
Пальчиковая гимнастика |
Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук |
Проводится в любое удобное время. Рекомендуется всем детям, но особенно с речевыми проблемами |
Все группы |
Артикуляцион ная гимнастика |
Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти |
Рекомендуется проводить с детьми, начиная с 3-х лет. Результативна только при качественном ее выполнении |
С 3-х лет |
Бодрящая гимнастика |
Переход от сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений |
Формы проведения: на кроватях, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, легкий бег из спальни в группу с разной температурой в помещениях и др. Длительность – 5-10 мин. |
Все группы |
Гимнастика для глаз |
Упражнения для снятия глазного напряжения
|
Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал и показ педагога |
С мл гр. |
Дыхательная гимнастика |
Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка |
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Все группы |
Стретчинг |
Специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов |
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы. Проводится не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи,2 раза в неделю. Проводит руководитель физ. воспитания |
Со ср. гр. |
Ритмопластика |
Система физических упражнений, выполняемых под музыку., способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувства ритма и пластики |
Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка. Проводится не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи. 2 раза в неделю по 30 мин. Проводит руководитель физ. воспитания, муз работник, хореограф |
Со ср. гр. |
Релаксация |
Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление) |
В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Проводит воспитатель, руководитель физ. воспитания или психолог
|
Все группы |
Технологии эстетической направлен ности |
Эмоциональное благополучие ребенка |
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса
|
Все группы |
Гимнастика ортопедическая |
Система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия |
Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Все группы |
Гимнастика корриги- рующая |
Система индивидуальных заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц |
Знание индивидуальных особенностей детей и методики обучения соответствующих движений |
Все группы |
Технологии обучения здоровому образу жизни
Название технологии |
Определение |
Особенности методики проведения |
Возр. категория |
Физическая культура (физкультурное занятие) |
Организованная форма обучения. 2 раза в неделю в спортивном зале и 1раз на прогулке. Продолжительность в соответствии с возрастом детей
|
Занятия проводятся в соответствии с требованиями программы. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение |
Все группы |
Занятия из серии «Здоровье» |
Занятия по ознакомлению детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье. Проводится 1 раз в неделю по 30 мин. |
Могут быть включены в расписание непосредственно образовательной деятельности в качестве познавательного развития. С.Я Козлова. Программа социального развития ребенка «Я – Человек», раздел – «Что я знаю о себе»
|
Со ст. гр.
|
Самомассаж |
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
|
Со ст. гр. |
Точечный массаж |
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время |
Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР - органов. Используется наглядный материал
|
Со ст. гр. |
Коммуникатив ные игры |
1-2 раза в неделю по 30 мин. Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей |
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
|
Со ст. гр.
|
Проблемно-игровые игротренинги и игротерапия |
Тренинг творческой психотехники. (ТТП). Система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию. В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных задач
|
Занятие может быть организовано не заметно от ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Количество детей на занятии – не более 10. См. А. Г. Назарова «Игротренинг» |
Все гр. |
Биологическая обратная связь. (БОС). |
От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 минут в специальном помещении |
Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников.
|
Со ст. гр.
|
Утренняя гимнастика |
Рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра
|
Формы проведения: подвижные игры, полоса препятствий, ритмическая гимнастика, традиционная, с предметами, сюжетная |
Все возр. группы |
Коррекционные технологии
Название технологии |
Определение |
Особенности методики проведения |
Возр. категория |
Арттерапия |
Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. |
Занятия проводятся по подгруппам (10 – 13 человек), программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий
|
Со ср. гр. |
Технология музыкального воздействия.
|
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы: либо отдельные занятия. 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности
|
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. |
Все гр.
|
Сказкотерапия |
2-4 занятия в месяц по 30 мин. |
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
|
Со ст. гр. |
Технологии воздействия цветом |
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач |
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров групп, ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка |
Все гр. |
Технологии коррекции поведения |
Сеансами по 10 – 12 занятий по 25 - 30 мин. · Игры с правилами · Игры – соревнования · Раскрепощающие психотехнические игры (спец. игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения) · Психотехнические освобождающие игры (направленные на ослабление внутренней агрессии, приобретение эмоц. и поведенческой стабильности) · Режиссерские игры (где ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками) Народные игры (обаяние игровых персонажей)
|
Проводятся по специальным методикам в малых группа по 6 - 8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий |
Со ст. гр. |
Психо гимнастика |
1 - 2 раза в неделю по 25-30 мин. |
Занятия проводятся по специальным методикам
|
Со ст. гр. |
Фонетическая ритмика |
2 раза в неделю, не раньше, чем через 30 минут после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст – 15 минут, старший возраст - 30 минут
|
Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетически грамотная речь без движений |
С мл. гр. |
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.