Главная » Статьи » Мои статьи |
ДОПОЛНИТЕЛНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ, КАК ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ РАННЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ Демидко Е.И., заведующий, Киселева Л.В.,учитель – логопед МАДОУ детский сад №60 «Пчёлка» Щёлковского муниципального района МО
«Россия должна быть готовой конкурировать в сфере научных разработок и технологий и обеспечить себе суверенитет в этом вопросе. Речь идет не о самоизоляции, а о лидерстве в ключевых направлениях»
В.В. Путин (на заседании совета по науке и образованию)
Детский сад - первый, и, наверное, самый важный социальный институт в жизни каждого человека. До семилетнего возраста формируется личность ребёнка, закладываются основы мировоззрения, вырабатываются привычки и предпочтения. От качества и тематической направленности окружающего мира зависит то, чем в дальнейшем будет заниматься ребёнок. Таким, образом, создавая развивающую предметно – пространственную среду для дошкольника, мы тем самым даём возможность ребёнку определиться с предпочтениями и достичь позитивных результатов в развитии. В настоящее время ситуация в мире складывается таким образом, что Россия перестаёт быть «сырьевым придатком», проводит активные реформы по импортозамещению. Стране просто необходима талантливая, творческая, технически и научно образованная молодёжь. С самых высоких трибун ставится цель на технический прогресс. Детский сад, как первое звено в образовании, просто обязан стать первой ступенью в преемственной образовательной цепочке: детский сад-школа-учреждение профессионального образования – научное сообщество. При поступлении ребёнка в школу, ему предлагается большой спектр дополнительных образовательных услуг. Так, к примеру, в ближайших к нашему учреждению школах работают от 2 до 9 кружков технической направленности. Однако, в любой комплексной программе дошкольного образования практически отсутствуют такие компоненты, как «техническое воспитание». Обычно речь идёт о конструировании, ФЭМП, изучении окружающего мира. По большей части образовательный процесс направлен на развитие психических процессов дошкольника, творчества, овладению навыками, социализации. Нисколько не умаляя значимости современных дошкольных образовательных программ, констатируем их недостаточность в вопросах «технического развития». В настоящее время предметно – пространственная среда в детском саду способствует общему развитию, эмоционально радует, эстетически привлекательна, но содержит минимум компонентов, способных пробудить интерес дошкольника именно к науке и технике, а, следовательно, в образовании будущего учёного – техника (технолога) – изобретателя теряется самая важная ступень – дошкольное детство. Необходимость воспитания людей, способных провести технологическую и техническую революцию в нашей стране и во всём цивилизованном мире, ставит перед руководителями всех уровней задачу: максимально охватить детей различными формами работы по формированию технической грамотности. Нашему детскому саду присвоен статус Региональной инновационной площадки, с 2016 года мы реализуем проект «Техномир». Он рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Обучение по программе «Техномир», поможет детям:
Работа в кружке строится по трём направлениям: конструирование, анимация и экспериментирование. В данной статье хотелось подробно остановиться на таком виде деятельности, как конструирование. При обучении в кружке «Техномир» мы используем различные методы организации конструирования. Обучение в кружке начинается с конструирования по образцу, разработанное Ф. Фребелем. Этот метод, в основе которого лежит подражательная деятельность, по нашему мнению, является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования решаются задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Этот метод использовался в течение месяца и позволил воспитанникам быстро освоить практически все виды конструкторов из широкого разнообразия содержимого кружка «Техномир». В течение первого месяца обучения в кружке детям так же предлагалась такая форма работы, как конструирование по нерасчлененной модели, (А.Н. Миренова, А.Р. Лурия). Такая форма работы позволяет ребенку самостоятельно найти решение поставленной задачи, выбрать способ ее решения. Следует отметить, что на первых занятиях, большинство воспитанников обращались за помощью к педагогу, но уже через 7-9 занятий по данной методике, таких детей осталось менее 20%. Следующим этапом занятий стало использование методик: конструирование по условиям и конструирование по простейшим чертежам. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, педагогом ставились лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивали практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Задачи конструирования в данном случае выражались через условия и носили проблемный характер, поскольку способов их решения не давалось. При проведении занятий по данной методике, мы столкнулись с проблемой копирования решения поставленной задачи. Некоторые из воспитанников возводили свои конструкции, ориентируясь на соседа, повторяя его способ решения. Чтобы достигнуть индивидуального результата для каждого из детей, педагог предложил использовать игру - соревнование. При каждом конструировании объявлялся мини-конкурс на лучшее решение поставленной архитектурной задачи. Воспитанники не только должны были возвести конструкцию, но и доказать ее превосходство. Такая форма работы дала положительный результат. На настоящий момент, каждый ребенок пытается найти свое индивидуальное решение поставленной задачи. При использовании методики конструирования по чертежам воспитанники воссоздают и отдельные функциональные особенности реальных объектов. По нашему мнению, это создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Такие возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам. По нашему мнению, эта форма работы должна впоследствии плодотворно отразиться при обучении детей, таким школьным предметам, как математика, геометрия и черчение. Одно занятие в неделю в кружке посвящено самостоятельной деятельности. На данном занятии воспитанникам предлагается конструирование по замыслу и конструирование по теме. Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. В этом случае, мы допускаем небольшое участие педагога в процессе творчества воспитанника, но такое участие сводится к минимуму. С конца первого полугодия в работу включен такой вид конструирования, как конструирование по теме. Детям предлагается общая тематика конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме. По нашему мнению, комплексный подход использования различных методик должен дать наиболее плодотворный результат. Промежуточная диагностика, проведенная через полугодие работы кружка, позволяет сделать следующие выводы.
Воспитанники кружка «Техномир» после завершения обучения по дополнительной программе дошкольного образования, конечно, не все станут со временем конструкторами, архитекторами или инженерами. Но дополнительная программа даст им возможность раскрыть свой потенциал в техническом творчестве, закрепить интерес, а при желании, продолжить заниматься этим увлекательным делом и далее на следующей ступени образования. Говорить о том, что мы в своей статье доказали однозначную связь дополнительного образования в ДОУ с таким понятием как «ранняя специализация» ещё нельзя, т.к. должно вырасти поколение детей, определиться с профессией и начать в ней работать. А это возможно ещё не скоро. Но мы твёрдо убеждены в том, что создание специально организованных условий в детском саду, в самый расцвет сензитивного периода, может сыграть решающую роль в выборе будущего жизненного призвания дошколёнка. Резюмируя вышесказанное, можно сделать однозначный вывод о том, что специально организованная развивающая предметно – пространственная среда в сочетании с программой дополнительного образования, поможет детям старшего дошкольного возраста, имеющим интересы и способности в той или иной области, начать путь к ранней специализации. Литература:
| |
Просмотров: 224 | |
Всего комментариев: 0 | |