Главная » Статьи » Мои статьи |
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством конструирования Учитель-логопед: Киселева Л.В. Необходимая психологическая база речи (восприятие, внимание, память, мышление) формируется по мере развития ребёнка, и это формирование проходит последовательно, поэтапно. Образовательная деятельность при формировании, воспитании и развитии психических процессов проходит в игровой форме. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. В настоящее время, «время прогресса», инноваций, взрослые очень заняты на своих рабочих местах, и не могут уделять детям должного внимания, как следствие ребенок очень мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит (теле –, аудио –, и видеотехнику). Для того, чтобы развивать речь ребенка, с ним почаще надо играть. Работая с детьми, я обратила внимание, что занятия по конструированию, как и другие виды деятельности способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность действовать с сенсорными эталонами : на практике познавать цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений. Игровая форма занятий способствует развитию у детей познавательного интереса, позволяет уберечь от излишнего дидактизма, утомления, активизирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д.). Конструирование уже давно используется в дошкольной педагогике. Конструирование в значительной мере повышает умственную и физическую работоспособность, позволяет расширить представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам. В коррекционной педагогике конструирование помогает справиться с различными речевыми проблемами. Работая в дан ном направлении мы: - способствуем развитию сенсорных эталонов - развиваем мелкую моторику; - увеличиваем словарный запас; - помогаем ориентации в пространстве - развиваем способность сосредоточиться - развиваем коммуникацию детей с ТНР; - развиваем фантазию и творческое мышление - развиваем связную речь; Работа с конструкторами позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Вначале, постройки носят условный характер и лишь общей формой напоминают реальный предмет, но даже такие простые сооружения требуют от детей умение ориентироваться в свойствах и отношениях предметного мира, создавать верные образы воспринимаемых объектов. Включение детей в систематическую конструктивную деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). В педагогике различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома). При конструировании по условиям образца нет — задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша. Но главное — конструирование позволяет ребенку из любых подручных средств творить свой собственный неповторимый мир. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры - конструкторы здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают — и так исследуют мир вокруг себя. Вариантов скрепления элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций. Особенность конструирования предметов из конструкторов детьми среднего дошкольного возраста заключается в том, что дети занимаются этой деятельностью с удовольствием, но выполняют конструкции в основном по образцу воспитателя и с его помощью. Так как у детей среднего дошкольного возраста еще нет достаточного опыта, нет знаний и умений в выполнении различных предметов из деталей, различными способами. Конструирование теснейшим образом связанно с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятие формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Для развития конструктивных способностей я создала предметно-развивающую среду в группе, которая является одним из условий развития творческой активности дошкольников. В нее входят: яркий красочный дидактический материал, мелкий настольный и крупный напольный материал, картотека игр со строительным материалом, картотека речевых игр, графические модели, мелкие игрушки, изображающие людей, животных, транспорт. Пособия, оборудования и материалы соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически чистых материалов. В ходе конструирования целесообразно использовать определенный алгоритм, при котором постоянно ведется речевая работа: Знакомство с новым материалом (детали строительного материала Показ образца (если постройка сложная, показ поэтапно). Самостоятельное выполнение детьми (помощь). Идентификация с образцом. Обыгрывание постройки (подведение итога на основе результата). При конструировании детей с речевыми патологиями необходимым уславием является комментирование действий. Это способствует формированию у детей обобщенных представлений о конструируемых объектах, умений анализировать свойства предметов, развитию конструктивных навыков. В процессе наблюдения педагогу необходимо задавать вопросы, требующие развернутого ответа. В ходе ответов на вопросы у детей уточняются и обогащаются представления о предметах ближайшего окружения, развивается инициативная речь. Играя со строительным материалом, они вступают в деловое и речевое общение со сверстниками и взрослыми. Это способс | |
Просмотров: 192 | |
Всего комментариев: 0 | |