Главная » Статьи » Мои статьи |
Сенсорная коробочка в помощь. Автор: Киселева Л.В. , учитель-логопед детского сада № 60 «Пчелка» Щелковского муниципального района
Мы обречены на успех! Эта фраза-программа должна быть залогом светлого будущего для деятельности каждого педагога, стремящегося взрастить гармоничную личность. И тем не менее, каждый из нас неизбежно сталкивается с различными ситуациями, к которым не всегда оказывается готов. Но их разрешение дает прекрасную возможность для приобретения по-настоящему значимого опыта. Первая моя, казалось бы, абсолютно неразрешимая педагогическая ситуация возникла 14 лет назад с появлением дочки со страшными диагнозами: малая межмозговая дисфункция, дизартрия, речевой негативизм, внутричерепное давление. Желанный, долгожданный ребенок. Как сделать так, чтобы дочка не отставала в развитии? Как помочь, как найти выход из сложившейся ситуации. И есть ли он вообще? На помощь пришли книги по педагогике: Ян Амус Коменский, Стенли Холл, Жан-Жак Руссо, Мария Монтессори, Лев Семенович Выготский, Рудольф Штайнер. Все они ставили во главу угла возможность ребенка познавать мир через сенсорные системы, так гармонично заложенные человеку природой. Так начались каждодневные занятия и тренировки. И в школу моя девочка уже пошла с чистой речью, начала учиться в музыкальной школе и, несмотря на прогнозы об обязательных двойках за диктанты, стала отличницей! Ну а я окончила институт и стала воспитателем логопедической группы. Детей с особыми проблемами в настоящее время становится все больше. Потому мой опыт сенсорной интеграции в развитии речи одного ребенка плавно перетек на целую группу детей. Теперь он подлежал структурированию и достаточно определенному плану действий, ну и конечно, же диагностике. И основная цель в работе по данному направлению заключалась уже в развитии речи детей через тренировку сенсорных систем. Таким образом, были составлены рабочие программы для четырех возрастных групп, разработано календарно-тематическое планирование и составлены соответствующие игры-занятия. Но работа в данном направлении имеет ряд особенностей: занятия должны проходить в небольших группах, не всегда они должны иметь временные рамки, и если ребенку хочется продолжать начатый вид деятельности, педагогу необходимо это учитывать; при необходимости индивидуализация занятий, когда отрабатываются навыки, полученные на коррекционных занятиях с логопедом. И конечно же, если занятие является групповым, то всегда при этом присутствует мотивация как ориентир на достижение ребенком поставленной цели. Безусловно, работа по сенсомоторному развитию должна быть планомерной, каждодневной. И чем больше будет игровых задач поставлено перед ребенком, тем лучше будет результат. Поэтому в данном процессе активно задействованы и родители. Но прежде нужно было объяснить, почему же так важна сенсорная интеграция для успешного обучения ребенка. Во-первых, неоспоримый факт, речь – это двигательный акт, а точность и координация движений в этом акте играют важнейшую роль. Следовательно, движения надо тренировать. Во-вторых, для полноценного овладения информацией о предметах, свойствах и явлениях, необходимо максимально близкое знакомство с ними. В-третьих, занятия по сенсорной интеграции можно назвать игрой – это всегда весело и увлекательно. Ребенок интуитивно тянется к тому, что ему интересно, а процесс обучения при этом идет в положительном эмоциональном настрое. Ну и наконец в процессе работы по сенсорной интеграции тренируется память, внимание, мышление – при этом процесс усвоения информации становится более легким и доступным. Очень важное место в работе по развитию сенсомоторного опыта занимают такие дидактические пособия, как сенсорные коробки. Результат, который несет в себе это пособие, ощущается уже через пару месяцев использования. Коробка представляет собой емкость с любым сыпучим наполнителем (желательно природным – крупой, мукой, фасолью и т.п.). Далее составляется план работы, обозначается лексическая тема, которая будет отрабатываться в ней и соответственно подбирается содержимое (игрушечные животные, птицы, транспорт, насекомые и т.д.). С такой коробкой ребенок может играть часами, при этом педагог ставит ему задачу: посмотреть и рассказать, что находится коробке, посчитать предметы, согласовывая числительные с прилагательными, описать их, положить ту или иную игрушку слева, справа, под кустик, на листик отрабатывая предлоги. Ну а затем сочинить сказку, рассказ или небольшую историю. К сожалению, в последнее время большинство детей затрудняются пересказывать и составлять рассказы, а придуманная, обыгранная и проговоренная история в сенсорной коробке постепенно решает эту задачу. К тому же наличие и использование мелких деталей тренирует тонкую моторику. Игра в сенсорной коробке может стать также основой для создания мультфильма. Дети с удовольствием участвуют в работе над созданием живых картинок и озвучивании получившейся истории. А видеть полученный результат приятно не только моим воспитанникам, но и их родителям. И результат в этом непростом деле – это успех на все сто процентов! | |
Просмотров: 191 | |
Всего комментариев: 0 | |