Личный сайт учителя-логопеда Блиновой Л.В.

Главная » Статьи » Мои статьи

Задержка речевого развития. Как помочь ребенку заговорить?

Задержка речевого развития. Как помочь ребенку заговорить?

Учитель-логопед Киселева Л.В.

В настоящее время практикующими поликлиническими неврологами диагноз ЗРР ставится в более поздние сроки. Часто от родителей можно слышать такие ответы: «Нам сказали – еще рано», «Жлите – придет время – заговорит…», а между тем, своевременно поставленный диагноз его лечение и коррекция может помочь сформировать правильное речевое развитие к школьному возрасту. Как же отличить норму от ЗРР?

Характерная особенность речи детей с задержкой речевого развития - неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок.

Такие дети предпочитают молчаливые игры, не требующие контакта с людьми. Это бывает обычно тогда, когда слово произносится только под влиянием образца взрослого. Вместо предметных действий и общения с окружающими ребенок с удовольствием повторяет за взрослым названия различных предметов, и лишь в эти минуты появляется стремление к общению. Отсутствие активной речи невротизирует малыша, он становится капризным, выражает свое недовольство плачем и криком. В данном случае от взрослых требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребенка.

Дети с удовольствием производят бесконечные предметные манипуляции, издают вокализации, проявляют сосредоточенность и двигательную активность и т.д., но они как бы выпадают из ситуации общения с окружающими. Внешне такая ситуация может выглядеть вполне благополучной и удобной - ребёнок подолгу занимает себя сам, не доставляет родителям хлопот, не стремится к взаимодействию с ними. Сами по себе «детские слова» - нормальный этап речевого развития. Причинами употребления «ам-ам», «ава», «бибика», «топ-топ» и прочих специфических детских слов являются несовершенная пока ещё артикуляция и особенности речевого слуха ребёнка. Огрехи в произношении допустимы до 5 лет. Но бывает так, что ребёнок как бы «застревает» на детских словах, не стремится переходить к нормальным словам и улучшать своё произношение.

Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.

Что бы помочь ребенку заговорить необходима помощь невролога, логопеда, при необходимости дефектолога. Комплексная работа специалистов обязательно даст положительный результат.

Родитель тоже не должен оставаться в стороне. Играя с ребенком в доступные игры, он не только будет способствовать положительному эмоциональному развитию малыша, но и поможет способствовать развитию речи.

Вот несколько рекомендованных игр с применением сенсорной интеграции для детей с ЗРР:

.Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, и т.д.

Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов; вы можете, купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха. Вы можете замесить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.

2. «Тяжелая работа»

Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Мальчики могут действительно испытывать терпение родителей, учителей и даже специалистов по терапии. Регулярные нагрузки для их нервной системы помогут им успокоиться. Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения малышам, получить необходимую нагрузку. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание. Таким малышам особенно полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление.

В целом, подобные упражнения необходимы всем детям! Но детям с реактивной нервной системой это необходимо вдвойне, ведь именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ваш малыш сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kiseleva (2019-06-22)
Просмотров: 207 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar